благотворительный фонд
Мурманский Спасо-Преображенский
морской кафедральный собор

Преподобные Зосима, Савватий и Герман – основатели Соловецкой обители

В июне по благословению митрополита Симона мы побывали в Соловецком монастыре. На суровом острове в Белом море мы почувствовали дух древнейшей обители Русского Севера и увидели неповторимый Спасо-Преображенский собор.

Истории Соловецкого монастыря уже шесть веков. От пустынной обители до целого благоустроенного города за крепостными стенами, полностью автономного. Центр и сердце этого города – величественный, мощный, устремлённый ввысь Спасо-Преображенский собор. Каменный собор, который мы видим сейчас, был построен в 1558-1566 годах, когда игуменом Соловецкого монастыря был Филипп (Святитель Филипп, митрополит Московский). О самом соборе и его строительстве мы расскажем отдельно. А пока об истории обители и его святынях. Удивительных примеров святости и стойкости здесь столько, что даже пытаться упомянуть их все просто невозможно. Поэтому возьмём на себя смелость рассказать о том, что удивило больше всего и ярче всего запомнилось.

Основатели обители – преподобные Зосима, Савватий и Герман, Соловецкие чудотворцы. Первыми достигли Соловков преподобные Савватий и Герман в 1429 году – они три дня плыли по студёному Белому морю на ладье, называемой карбас. Теперь на месте, где они поселились, находится скит Савватиево. После нескольких лет отшельничества и совместных трудов преподобный Герман отправился на Онегу, откуда не смог вернуться в течение года. Преподобный Савватий остался на острове один. Почувствовав приближение кончины и желая причаститься Святых Тайн, он отправился в плавание и через два дня достиг устья реки Выг. Там произошла встреча преподобного с игуменом Нафанаилом, и преподобный Савватий, сподобившись Святого Причащения, с благодарностью отошёл ко Господу. Это случилось 27 сентября (по ст. стилю) 1435 года. На Соловецкий остров мощи преподобного будут перенесены через 30 лет, в 1465 году, когда игуменом монастыря будет преподобный Зосима. С юности преподобный Зосима искал освобождения от мирской жизни и стремился в место пустынное. Однажды случилось ему встретить преподобного Германа, который рассказал Зосиме о жизни на Соловецком острове с преподобным Савватием. Вскоре они вместе достигли острова Соловецкого. На острове преподобные выбрали место, более всего подходящее для основания обители. На этом месте преподобному Зосиме было видение: он увидел церковь, «превелику зело и пречудну, простерту на воздусе, стоящу». Много молились и трудились преподобные, претерпевая все лишения пустынной жизни. Вскоре многие иноки устремились к Соловецкому берегу, желая поработать Богу с преподобными. Для братии строили кельи, и воздвигли небольшую деревянную церковь во имя Преображения Господня (примерно в 1450 году) на том месте, где было видение церкви «на воздусе» преподобному Зосиме. Вскоре было решено обратиться к новгородскому архиепископу за благословением на основание обители. Архиепископ Иона прислал на остров антиминс для церкви и определил игуменом иеромонаха Павла, который по прибытии и освятил церковь Преображения Господня с приделом Святителя Николая. К тому времени все постройки монастыря, обнесённые оградой, располагались на площади, которую сейчас занимает Спасо-Преображенский собор.

Назначаемые из Новгорода игумены не выдерживали суровой жизни на острове, и покидали обитель. Братия решила избирать настоятеля из своей среды, и им удалось уговорить преподобного Зосиму принять игуменский сан. Это было в 1452 году. Когда преподобный совершал первую божественную литургию, по причащении Святых Тайн лицо его просветилось «яко лице ангелово» и церковь исполнилась благоухания. Преподобный Зосима игуменствовал 26 лет, совершая подвиги духовного делания, и был во всем примером для братии. Число братии росло, деревянная церковь становилась тесной, и преподобный Зосима заложил новую великую церковь Преображения Господня. Но напали на строителей церковных тучи мошки и комаров, и пришлось разводить костры, чтобы дымом отгонять насекомых. Когда сруб был готов уже до порога дверей, случился пожар, и сгорело всё до основания. Братия смутились, говоря: «Бог не велит нам воздвизати великия церкви!» Преподобный Зосима отвечал им: «О чада, се есть злоба от неприязни, той нам пакости деет! Мы же не престанем подвизающеся!» И повелел ударить в било. Собралась братия, и преподобный отслужил молебен Господу и Пречистой Его матери. Он освятил воду, покропил место и строителей, благословил их и сам положил основание церкви. Затем за дело принялись мастера. Когда они отдыхали, то слышали стук топоров, рубящих церковь невидимо – так помощь Божия была посылаема молитвами преподобного Зосимы. И так вскоре была завершена новая деревянная церковь Преображения Господня с приделом святителя Николая с северной стороны. Была расширена и братская трапеза, а с восточной её стороны пристроили церковь Успения Богородицы. Обитель расширялась, и братия росла, построено было множество келий, поварня и хлебня, все монастырские постройки окружены были оградой. В 1465 году преподобный Зосима решил перенести мощи преподобного Савватия из часовни на реке Выг, где они были погребены.

Рост Соловецкой обители и слава о благочестивой жизни иноков радовали не всех – нашлись такие, кто завидовал успехам монастыря. Они приплывали на Соловки, называли себя хозяевами островов, запрещали монахам ловить рыбу, и даже угрожали обители разорением. Тогда преподобный Зосима отправился к новгородскому архиепископу за помощью и защитой. По совету архиепископа Ионы преподобный обошёл дома главных новгородских бояр и просил их не допустить разорения монастыря. Управители города обещали ему свою помощь. Особым влиянием в Новгороде тогда пользовалась Марфа Борецкая – это ее поселенцы и рабы больше других досаждали обители. Марфа отказалась принять преподобного в своём доме и велела прогнать его. Преподобный Зосима принял это бесчестие с кротостью и сказал своим ученикам: «Настанет время, когда жители этого дома не будут ходить по своему двору, двери дома затворятся и уже не отворятся; этот двор опустеет».

Много пожертвований для нужд монастыря получил преподобный Зосима от новгородцев, в том числе и грамоту от архиепископа и бояр на владение землями и водами Соловецких островов «в веки». Скоро раскаялась и Марфа Борецкая, и пригласила преподобного на обед, желая загладить нанесённую ему обиду. Игумен Зосима принял приглашение, был с честью принят и посажен на почётном месте. Во время трапезы он, по обыкновению, мало вкушал пищи, и, взглянув на гостей, вдруг увидел шестерых главных бояр сидящими без голов. Преподобный понял, что это значит, и прослезился. После обеда Марфа, испросив прощение у старца, дала монастырю землю во владение, утвердив пожертвование грамотой. Вернувшись в обитель, преподобный скоро услышал об исполнении виденного им на обеде у Марфы: во время очередного конфликта с Новгородом великий князь Иоанн III повелел казнить тех бояр, которых преподобный Зосима видел обезглавленными, а Марфу отправить в ссылку. Имение её было разграблено, двор опустел.

Много чудес видели от преподобного его ученики. Чувствуя приближение кончины, преподобный устроил себе гроб и готовился к переходу в вечность. Прощаясь с безутешной братией, преподобный Зосима назначил своего преемника, будущего игумена Арсения. Было это 17 апреля 1478 года. Тело было погребено за алтарём Преображенского собора.

Преподобный Герман, благодаря которому узнали о Соловках и поселились на острове преподобные Савватий и Зосима, был для них добрым и послушным помощником. Он был из простых людей, не знал грамоты. Но именно он велел клирикам с его слов записать, как преподобные Зосима и Савватий пришли на остров и как обустраивался монастырь. Так было положено начало написанию жития преподобных и их прославлению. 50 лет трудился преподобный Герман на благо Соловецкой обители, а смерть застала его по дороге в Новгород в 1479 году. Преподобного Германа погребли на берегу реки Свирь, и только в 1484 году мощи преподобного были перенесены в родную Соловецкую обитель и положены рядом с гробом преподобного Савватия на правой стороне церкви Святителя Николая в часовне.

Сейчас мощи Соловецких чудотворцев преподобных Зосимы, Савватия и Германа хранятся в Свято-Троицком Зосимо-Савватиевском соборе, на историческом месте, в южном приделе. Каждый день после вечернего богослужения раки с мощами открывают для поклонения. День памяти преподобных – 21 августа. В этот день в 1566 году мощи преподобных Зосимы и Савватия были торжественно перенесены в специально устроенный северный придел Спасо-Преображенского собора. В 1860 году он стал южным приделом Троицкого Зосимо-Савватиевского собора. В годы советской власти изъятые мощи хранились в алтаре Благовещенской церкви, превращённой в антирелигиозный отдел музея Соловецкого общества краеведения, организованного при Соловецком лагере. Слава Богу, они не были утрачены, хотя и покидали обитель. Вернулись на Соловки святые мощи 21 августа 1992 года.  В день памяти преподобных мощи переносят в Спасо-Преображенский собор, где для них устроена специальная сень.

Имена великого множества святых связаны с Соловецкой обителью. Среди них есть и кольский святой, за просветительские труды и подвижническую жизнь прославленный Церковью как Блаженный. До разорения монастырского кладбища в 20 веке паломники могли видеть белокаменную надгробную плиту на месте погребения преподобного Феодорита Кольского. Кольский святой, просветитель лопарей здесь принял монашеский постриг в возрасте 14-ти лет, и здесь же почил от трудов праведных в августе 1571 года.
Автор статьи: Татьяна Андреева

В статье использованы материалы издания «Соловецкая обитель: история и святыни. Книга паломника» монахини Никоны (Осипенко).

наверх ↑
Контакты
ИНН 5190995488
КПП 519001001
ОГРН 1115100000872

Некоммерческая организация «Благотворительный фонд «Мурманский Спасо-Преображенский морской кафедральный собор».

Официальное сокращенное наименование «БФ «ММКС».


Реквизиты фонда
Обратная связь
Ваше имя
Как с Вами связаться
Текст сообщения
Для корркетного отображения сайта включите JavaScript!
Для корркетного отображения сайта обновите браузер: